На Шумакских целебных источниках в Саянах

37457632 На Шумакских целебных источниках в СаянахНа Шумакских целебных источниках в Саянах

Очень советуем данную статью к прочтению, здесь раскрывается в подробностях интереснейшея история похода, по Шумакским целебным источникам. Описан весь оздоровительный маршрут.

В июле 2010 года я вторично побывал на Шумакских целебных источниках в Саянах. Но если первый раз ходил туда один, то теперь отправились вдвоем: я нашел единомышленника и попутчика — Татьяну Наумову.

Испытания начались с первого километра пути, от поселка Аршан, до которого мы добрались автобусом. Тропа сразу нырнула в глубокое ущелье речки Кындарги: нагромождение камней, прижимы, переброски с берега на берег. А рюкзаки приличные, около 25 кг — ведь еще ничего не съедено, а запас продуктов — на 10 дней.

К вечеру ущелье закончилось, стало идти намного легче, но зато пошел дождь. Заночевали под Аршанским перевалом, на кромке леса. Спалось под шум дождя по-детски сладко. Утром — умытое небо, солнце сияет, луга альпийские все в цветах и тут же ослепительно белые поляны не растаявшего еще снега. Среди этой красоты предстоял изнуряюще долгий подъем на перевал, на высоту 1954 м. А потом спуск по камням, по расщелине, откуда берет начало Федюшкина речка. Вдоль нее мы и потопали — по глухой тайге, завалам, кустам.

Солнце жарило немилосердно, тайга не продувалась, но скинуть штормовки нельзя — тучи гнуса вились вокруг, а особенно донимали пауты — большие полосатые мухи, которые прокусывали даже брезент. Однако самое страшное — клещи: каждые 10-15 минут осматривались и снимали с себя по нескольку штук.

На третий день тропа вышла на берег Китоя, притока Ангары. Там мы искупались. Вода, конечно, ледяная, но после парилки — наслаждение!

Два дня шли вдоль Китоя. Этот участок пути запомнился «облизками» — когда береговая скала нависает над водой и приходится обходить ее верхом — как бы «облизывать», пробираясь по самому краю обрыва, завалам деревьев. Помогали чувство юмора и стихи, которые мы сочиняли:

Милый мой друг, если ты не дурак,

То никогда не ходи на Шумак.

Деньги копи и стремись со всей мочи

К южному морю, куда-нибудь в Сочи!

***

Пятый и шестой день поднимались вдоль речки Шумак к источникам. Опасным местом маршрута оказался Шумакский каньон, где тропа идет самым краем обрыва, а далеко внизу, в узкой расщелине, бьется бирюзовый поток — река Шумак.

К вечеру шестого дня почувствовалась близость жилья — тропа стала шире и ровнее, запахло дымком и чем-то вкусным. Вскоре появились и первые палатки, зимовья. Ура, мы дошли!

Основная масса туристов живет в палатках, которыми заставлены все поляны.

Мы тоже разбили палатку и две недели прожили в этом раю. Оторванные от цивилизации, без радио и телевизора, питаясь самой простой пищей, были счастливы общением с бескорыстными, открытыми людьми, которых там так много. Пили воду из источников, принимали радоновые и минеральные ванны, мазались лечебной грязью. А еще совершали прогулки на водопады, альпийские луга, к святому месту — Детской горе, куда ходят просить ребенка бездетные супруги.

Погода стояла прекрасная, все напоминало сказку, и совсем другие строчки складывались в наших головах:

Милый мой друг, если ты не дурак,

Так собирайся скорей на Шумак!

Плюнь ты на море и плюнь ты на Сочи—

Здесь отдохнешь и подлечишься очень!

***

Но все когда-нибудь кончается. Возвращались мы более коротким путем, через Шумакский перевал, который врезался в память навеки…

Ничто не предвещало опасности — тихое пасмурное утро, изредка поморосит дождик — так мы начали подъем. И когда до вершины оставалось совсем немного, резко подул ветер, усилился дождь, видимость сразу упала. Назад возвращаться не было смысла, ведь были почти на перевале.

И вот мы наверху, на высоте 2760м. Ветер — шквальный, того и гляди, снесет с гребня, дождь сечет так, что, кажется, пробивает водозащитные куртки. Ручей на глазах превращается в ревущий поток, перекатывает камни. Успеваем переправиться через него вброд и скорее — вниз, вниз!

Наконец мы в долине, надо срочно ставить палатку. Но ветер вырывает из рук полотнище, и если его унесет, нас уже ничто не спасет. Я догадался закатить в палатку большой валун, и после этого уже начал крепить ее растяжками. С трудом забрались внутрь, переоделись в сухое и стали ждать.

К вечеру все стихло, мы сварили на газовой горелке ужин. А утром продолжили путь в Нилову Пустынь, откуда автобусом вернулись в Иркутск.

Что нужно для такого похода: чтобы отправиться в такое путешествие, надо иметь определенный опыт и подготовку.

Начинайте с одно или двухдневных походов по окрестностям родного края — везде есть интересные места. Я бывший геолог, много работал в тайге, поэтому, несмотря на возраст (мне 64 года), могу позволить себе такое путешествие.

Для информации: на Шумак можно попасть на вертолете из Иркутска. Пользование всеми источниками и грязями — бесплатное. Летом на турбазе работает магазин, где можно купить самые необходимые продукты, цены, правда, очень высокие, ибо все доставляется вертолетом.

А мы с Татьяной опять готовимся в горы. Стараемся жить по правилу: «Здоровье за деньги не купишь, его можно только заработать упорным трудом!» Вот и трудимся — так хочется не болеть и не стареть. Если Вас заинтересовало, то прочтите далее про целебные пять озер.

Будьте здоровы!

С этим читают так же:

You can leave a response, or trackback from your own site.