Агрессивное поведение детей: разрешение ситуаций
Радуясь тому, что их чадо растет способным постоять за себя, родители часто пропускают момент, когда «доброкачественная» агрессия, необходимая для самозащиты, начинает работать во зло. Жизнь часто требует от взрослых и детей быстрых и правильных действий.
Пещерным людям в опасных ситуациях было проще: они решали только одну дилемму — бежать или нападать. С развитием цивилизации отношения между людьми настолько усложнились, что иногда приходится отвечать себе на десятки вопросов. И от правильности ответов зависит успех или проигрыш. Но человеческая психика склонна идти по пути наименьшего сопротивления.
Так, у детей закрепляются простейшие реакции — например, нападения даже в случаях, когда им ничто не угрожает. Если такая модель поведения прочно обоснуется в сознании ребенка, в будущем «злокачественная» агрессивность может стать свойством личности.
СИТУАЦИЯ ПЕРВАЯ.
Четырнадцатилетний Вадим грубит родителям. Часто вступает в драки в школе, на улице. А недавно заявил, что станет скинхедом…
Примите за аксиому: агрессивность – показ внутреннего дискомфорта. Часто, таким детям ощущение отверженности, высокая тревожность, самооценка неадекватная (чаще всего заниженная), несправедливости окружающего мира свойственны. Ярые, злобные, протестные реакции появляются у ребенка потому, что он хочет привлечь внимание к своим проблемам окружающих, так как в одиночку в ними вправиться не в силах.
И главное, что требуется от родителей — симпатия искренняя и честная, принять ребенка как личность, нужно проявить к внутреннему миру ребенка интерес, понять мотивы и чувства поведения. Свое внимание необходимо акцентировать на его успехах и достоинствах в преодолении трудностей. Нужно сделать все, чтобы подростку вернуть позитивную самооценку и самоуважение. Так же подростку необходимо услышать или увидеть себя со стороны.
Для этого приобретите диктофон или мини камеру лучше всего цифровые, а когда новый приступ агрессии настигнет его, незаметно включите. После, когда ребенок остынет, и проблема немного уляжется, проанализируйте с вашим чадом все его слова и выходки. Иногда очень действенно услышать себя со стороны. Да к тому же, покупка диктофона обойдется вам недорого. Возможно, в будущем мини диктофон пригодится и вам.
Нужно поднимать в глазах ребенка престиж высшего образования либо службы в армии. Направьте его энергию в спорт. Подойдут занятия борьбой, боксом, тяжелой атлетикой, очень хороши восточные единоборства… А вот рукопашный бой не рекомендуется, поскольку пронизан так называемой «романтикой уличной драки». Разговаривайте с подростком, смотрите вместе фильмы и спектакли, читайте книги — лучше на тему любви. В этом возрасте только стремление познать сладость и горечь первого чувства может отвлечь от агрессии.
СИТУАЦИЯ ВТОРАЯ
Третьеклассник Саша утверждает, что всего лишь «играет в Бэтмена», а те, кого он бьет, — «плохие герои». Судя по тому, что с разной периодичностью Саша бьет всех ребят, для него все плохи.
Сцены насилия на мониторах, экранах телевизоров и страницах книг у маленьких зрителей способствуют повышению агрессивности, в любой момент делая их готовыми конфликт решить способами жесткими, деструктивными, но самое главное очень эффективными. С самого юного возраста (а не когда начнутся проблемы!) обращайте внимание на то, что читает, смотрит и во что ваш ребенок играет.
Привлекайте его внимание даже не к положительным персонажам, а к каждому проявлению доброты. На глазах «маленького кулачного бойца» хорошо бывает разрешить какой-нибудь конфликт — скажем, возникший на улице — по-доброму. Это станет хорошим примером. Чтобы снять агрессивность и напряженность можно использовать… воду! Но не только плавание. Если ребенок вдоволь наиграется вечером в «войнушки» с водными пистолетами, это снизит утреннюю агрессивность в школе. Зимой можно строить и разрушать снежные крепости, кидаться снежками.
СИТУАЦИЯ ТРЕТЬЯ
Маленькая Аня, возвращаясь из детского сада, взахлеб рассказывает о своих «подвигах»: «Мы — мафия. Нас все боятся! Сегодня били Петю, а завтра будем Саше темную делать!» На нее постоянно жалуются и грозят отчислением из престижного детского учреждения.
Это случай, когда взрослым надо прежде всего проанализировать себя и свои действия. Если в семье принято продавливать свою точку зрения, громко спорить и восхищаться одержанными благодаря «политике нападения» победами, это закрепляет подобные проявления агрессии как правильный стандарт поведения. До 6-7 лет любой ребенок — этакий Чебурашка, у которого огромные уши, чтобы слышать, что говорят взрослые, огромные глаза, чтобы видеть, что они делают, и повышенная способность к подражанию.
Это потом он начнет искать свои варианты решений и поступков, а пока лишь копирует взрослых. Не допускайте двойных стандартов в воспитании — дети ориентируются не на ваши «правильные» слова, а на эмоции и поступки. Агрессивному поведению можно научиться и в развитии общения со сверстниками. «Борьба за выживание» для всего детского общества характерна, и родителям стоит о том позаботиться, чтобы ребенку подыскать кружок по интересам, с другой атмосферой. Малышу важно еще до школы получить качественно иной опыт общения — без применения агрессии.
КАК ПЕРЕВОСПИТАТЬ АГРЕССОРА
Никогда не оскорбляйте, не используйте бранные и жаргонные слова, не срывайтесь на таких детях.
Не угрожайте и не шантажируйте агрессивного ребенка — в один момент перестает это действовать, а вы станете бессильны и неубедительны. Детскую воинственность можно унять своим спокойствием и только после полного успокоения обсуждать его поведение.
ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?
В школьном возрасте для большинства детей весьма значим критерий силы. Мальчики (а нередко и девочки, у которых есть определенные комплексы либо слишком строга и холодна мама) стремятся особенно этим качеством обладать, так как сообщество детское никак назвать демократичным нельзя. Уже в детском саду общение ребят нередко строится по принципу «Кто самый сильный, тому все можно». Так что постарайтесь не оставлять без внимания повышенную агрессивность даже трехлетней крохи.