Свободный художник Глюк и его история



99001979_14_Skazhite_emu_chto_zdes_nichego_net_i_chto_muy_uzhe_vuymerli-283x300 Свободный художник Глюк и его историяПолучив отставку в марте 1764 года, Глюк оставался в Вене в чрезвычайном почете. Более того, его авторитет и европейская известность сделали композитора настоящей достопримечательностью австрийской столицы, о чем мы узнаём из восторженно-почтительных отзывов Ч. Бёрни в его Музыкальных путешествиях именно этих лет.

В качестве такого свободного художника композитор и создал в 1767 году свою вторую реформаторскую оперу, Альцесту, претерпевшую в 1776 году второе рождение. Ее постановка в Париже повлекла значительную переработку, включившую расширение массовых сцен, углубление психологического аспекта и введение нового персонажа, Геркулеса, который выполнил функцию Амура-спасителя в первой редакции – он вырывает Альцесту из рук Таната, возвращает ее к жизни. И последняя замена в духе героического пафоса французской драматургии, и обилие балетных номеров согласовались с особенностями парижской сцены, для которой и была предназначена вторая редакция оперы.

Несмотря на свою работу над Парисом и Еленой, Глюк берется за выполнение большого заказа для пармского двора по случаю свадьбы инфанта дона Фердинанда с дочерью Марии-Терезии – Марией-Амалией. Празднества состоялись летом 1769 года. Глюк написал грандиозное театральное представление (festa teatrale) на текст пармского придворного поэта К. Фругони, названное Празднества Аполлона.

Пели лучшие итальянцы, с которыми Глюк был отлично знаком и дружен: кастрат Дж. Миллико, А. Джирелли-Агилар, Л. Агьяри. В четырех актах – четыре роскошные аллегории на мифологические темы, посвященные Аполлону, Филемону и Бавкиде, Аристею, Орфею. Выполненное на высшем уровне требований жанра празднеств, это произведение почти ничем не напоминает реформаторскую Альцесту-Лишь значительно укороченный (до одного акта) Орфей в качестве завершающего раздела возвращает нас к миру живых чувств и переживаний.

Глюковская музыка полностью отвечает гедонистическим задачам, она учитывает и виртуозные данные исполнителей, и официозность либретто, в котором нет и тени драматизма. Словом, Глюк исключительно точно выполнил все, что полагалось сделать в таком случае. И не более того.

Вслед за Парисом и Еленой последовали довольно долгие переговоры с парижской Королевской академией музыки. Французский атташе при венском дворе Ф. дю Рулле 20, обладавший недюжинным даром версификатора, создал либретто по трагедии Расина Ифигения в Авлиде. После появления первого акта (уже в музыке) дю Рулле связался с одним из директоров Королевской академии музыки, Довернем, и рекомендовал ему готовый материал. Переговоры затянулись на несколько месяцев: Довернь не был расположен к продвижению Глюка на парижской сцене. Наконец, после вмешательства ученицы Глюка (Марии-Антуанетты), дело пошло на лад. В конце концов был заключен договор, согласно которому Глюк должен был поставить не менее шести опер (так композитор компенсировал бы урон, наносимый театру его произведениями) а дирекция обязалась предоставить Глюку требуемые им условия работы.

На самом деле этот договор не был результатом только умелого использования Глюком своих связей при парижском дворе. Как показывает Р. Ангермюллер, Королевская академия музыки была крайне заинтересована в спектаклях, дающих большой сбор.








С этим читают так же:





You can leave a response, or trackback from your own site.

Оставить отзыв