В отличие от командных тренингов, которые мне довелось пройти только по ту сторону границы, визиты к психологу мне удалось нанести как на земле отчизны, так и на чужбине. Поэтому мне есть, с чем сравнивать, и есть, чем поделиться.
Тем более, что проблема психологической помощи “на селе” вот-вот станет снова актуальной: родители нашего класса надумали вызвать психологов, которые сделают из обычных волшебников детей послушных учеников.
Панические атаки
Проблема, с которой я в конце-концов попала к психологу, знакома, судя по статистике Яндекса, тысячам человек в месяц. Это панические атаки. Я приобрела их в конце 2004 года. И справится с ними смогла лишь где-то в 2008 году.
Я не буду красочно описывать, что это такое – паническая атака. Те, кто знает об этом не понаслышке, в описании не нуждаются. Тем же, кому симптомы панической атаки не знакомы, и читать про них не стоит. Можно впечатлиться (мой браузер показывает мне, что я сделала ошибку в этом слове, но я не знаю, какую именно) и подцепить себе одну из них))
Ближе к делу: после знакомства со всеми врачами со скорой, обхода всех специалистов, включая эндокринолога, кардиолога, гастроэнтеролога, невролога и других замечательных врачей, я, наконец, попала в кабинет психолога. Ее координаты мне дала моя начальница, которая проделала тот же самый путь, что и я.
К тому моменту, как я попала к психологу, мой кошелек опустел на большую сумму кровно заработанных денег: томограмма (я до сих пор вспоминаю ее с любовью и пиететом), десятки курсов различных лекарственных препаратов, УЗИ, анализы, оплата консультаций платных врачей. Плюс зависимость от фенозепама, постоянный недосып и ожидание паник, которые могут случится в любой момент. Тогда я еще не знала, что можно получить психологическую помощь не выходя из дома.
Добрая женщина-психологиня встретила меня в своем кабинете с распростертыми объятиями. Черная пышная шевелюра, разноцветные бусы, широкая цветастая юбка в пол. Она напоминала мне цыганку и бразильянку одновременно. Она готова была мне помочь. Она понимала, что происходит со мной. И у нее был ключ от всех дверей.
Но страждущих много, а она такая одна. Поэтому после того, как я выплакалась, рассказывая о своих проблемах, она мне прямо и честно сказала: “Чтобы клиент серьезно относился к психологическому лечению, оно должно стоить дорого. Иначе никак нельзя”. И оно действительно стоило дорого.
На первом занятии (сессией я назвать это не могу) я сидела одна в кабинете и проходила два теста: один был с разными страшными физиономиями, второй включал себя сотни вопросов. За обработку результатов я заплатила отдельно. Авансом. Результатов теста я так и не получила.
На следующем занятии мне подробно рассказали, про позитив и негатив. Дали схему для дневника, который нужно вести каждый божий день, и рассказали про замечательное упражнение с воздушными шариками. Мои результаты тестов были еще не готовы. Хотя и были уже оплачены.
На третьем занятии мои результаты тестов также не были готовы. Мы снова говорили о том, как нужно ловить негативные мысли и запускать вместо них позитивные. Мои деньги каждый раз таяли, как облачка в небе, а результатов все не было. Может быть, я плохо работала со своими негативными мыслями, может быть, погода была плохая, но мне надоело просто ходить к доброму психологу и выбрасывать ветер на деньги.
Знаете, что я думаю сейчас, уже после того, как мои паники позади? Я думаю, что поручать вести дневник и работать над собой человеку, которого мучают панические атаки, – это все равно, что прописывать активные физические занятия пациенту, который лежит в реанимации. Это бесполезно.
Вообще, в походах к нашим врачам мне удалось лишь дважды услышать дельный совет. Один из них был от врача, которая делала мне УЗИ сердца. Она посоветовала мне почитать Карнеги. Я не воспользовалась ее советом в свое время. А ведь могла бы сэкономить себе кучу времени и денег, потому что именно у Карнеги есть такая фраза в одной из его книг:
“Нежелание быть собой является скрытой причиной многих неврозов, психозов и комплексов”.