Недавно в моей психологической практике произошел весьма интересный опыт, который так поразил меня, что я решила поделиться с вами, мои читатели. Работая с моей клиенткой мы решили использовать для терапии возможности символизма и попробовать сочинить терапевтическую сказку по «мотивам» её жизненной ситуации.
Эта идея захватила ее и она буквально на одном дыхании сотворила шедевр – теперь я иначе эту сказку называть не могу! Я слушала ее и не переставала удивляться необыкновенной мудрости подсознания, которое «диктовало» клиентке шаг за шагом символические образы её судьбы параллельно являющиеся архетипическими для всего человечества. Её сказка оказалась многомерным повествованием в котором соединились сценарии преобразования ее проблем и глобальный закон эволюции Души! Она любезно позволила мне опубликовать ее сказку, безусловно без ссылок на её индивидуальную историю. Я хочу шаг за шагом изложить эту сказку с поэтапным анализом в контексте природы духовного развития человека.
«Эта история о девушке, очень давно оказавшейся в плену Царства Кощея Бессмертного среди мрака и страданий. Она вечность сидела в центре круга из злых кощеевых подданных, которые попеременно плевали в нее и всячески глумились. А за кругом за всем наблюдал сам Кощей, восседая на троне. Он был очень силен и вместе с тем он нуждался в том, что было у девушки – в ее внутреннем стержне, в свете её Души. Вконец обессиленная и истощенная, она, наконец, решилась бежать из плена. Как только она вырвалась из круга, Кощей бросился в погоню – он не мог позволить ей уйти и оставить его без её Света. Девушка обезумев бежала вперед, не разбирая дороги и слышала позади себя цокот копыт Кощеева коня.»
Признаюсь, я сразу отметила про себя, что девушка олицетворяет Душу клиентки и параллельно это собирательный образ Души вообще. Она находится в плену её жизненного сценария, где все время существует ощущение «замкнутого круга» во всем. И одновременно, это можно интерпретировать, как образ порабощенной Эго Души человека. Не надо говорить, что в образе Эго предстает Кощей, у которого есть масса инструментов мучения – боль, обида, тревога, вина, отчаяние и т.п., что в сказке составляет круг злобных существ. И управляет ими тот, кто наделен качествами низшего Эго, а возможно в существе своем это Страх. И он не в состоянии ничего сотворить ресурсного, он только потребляет – например, внутренний Свет девушки. И конечно он не может допустить потерю такого источника энергии. Он готов вернуть ее любыми способами и любой ценой!
«Девушка наконец добежала до незнакомой ей реки, которая преградила ей путь и увидела, что на том берегу сияет солнце и земля красиво и плодородна. Но мост через реку был совсем истлевшим, готовым рухнуть в любое время. Кроме того, у берега на воде покачивалась лодка. Странно, но девушке не приходила в голову мысль перебраться через реку – настолько она была парализована страхом. Она даже не замечала мост и лодку! Она металась у берега, ожидая настигавшего её Кощея. И тут к ней на помощь пришел Звездочет, мудрый старец, наделенный волшебной силой. Он посадил девушку в лодку и начал грести к другому берегу, где власть Кощея заканчивалась. Добравшийся до берега Кощей пытался мешать беглецам, создав бурю в реке, но и Звездочет не сдавался, отбивая своим волшебством его атаки и вскоре им удалось добраться до прекрасной земли по ту сторону реки.»
В жизни человека всегда находится черта, за которой может начаться другая, лучшая жизнь. Её не просто достичь, еще трудней перейти, ведь тогда придется измениться, став сильнее, осознаннее и свободнее. Но с другой стороны в этом сюжете сказки может скрываться мистическая черта между разными способами существования человека – существование в Эго и страхе и существование в Любви и в Душе. Поэтому появились два берега, как образы двух миров человека – интеллектуального, рассудительного и эмоционально-чувственного – творческого и соответственно образ двух полушарий человеческого мозга – правого и левого. Это в сказке выражено двумя царствами – Кощеевым ( интеллект, Эго и Страх) и светлым цветущим, куда добралась девушка (Творчество, Любовь, чувства). Наша цивилизация уже давно живет, выражаясь образно, левым полушарием, опираясь в большей мере на разум, интеллект, а следовательно и на страх… Мы давно не склонны жить посредством правостороннего мышления – мышления через любовь и творчество. Когда то между ними была сильная связь и человек мог с гибкостью и мудро пользоваться обоими в равной степени. Но теперь этот мост «истлел» за ненадобностью и нужен особенный внутренний проводник (Звездочет), чтобы перейти на другу «сторону». Кроме того, левое и правое полушарие связано с мужским и женским образом мышления и здесь тоже уникальная метафора, но об этом позднее.
» Девушка, оказавшись на прекрасной цветущей поляне и впервые почувствовала себя счастливой. Она так устала, что не хотела больше идти и рада была расположиться прямо там. Но Звездочет подгонял ее, напоминая, что Кощей не прекратил погоню и им надо добраться до дворца, где она будет в безопасности. Увидев впереди яблоню со спелыми яблоками, она подбежала и начала жадно есть один плод за другим. Это были яблоки дающие мудрость, но на девушку они действовали как снотворное и она собралась лечь под тенью кроны, чтобы отдохнуть. Звездочету стоило больших трудов настоять на том, чтобы они продолжили свой путь к дворцу. Он буквально тащил девушку на себе…»
Душа человеческая истощается за такой долгий путь по жизни в страхе и страданиях. И оказавшись в пространстве Любви и Света теряет бдительность, готовая отказаться от дальнейшего продвижения по пути своей эволюции. Но вот тут для нее таится опасность, так как страх и Эго продолжают иметь над ней власть – невозможно трансформировать стереотипы сознания только за счет пребывания в пространстве Любви! Это серьёзная многоуровневая работа в которой должны взраститься новые здоровые стороны личности. Это и станет залогом бессилия низшего Эго! Об этом «сигналил» Звездочет героине сказки и моей клиентке, так желавшей ощутить блаженство свободы и счастье.
Конечно у каждого из описанных сюжетов сказки есть сугубо личная для моей клиентки интерпретация, но по понятным причинам я ее опускаю. Она идеально ложится в канву повествования, но мне показалось особенно интересным то, что сюжет имеет одновременно такую архетипическую подоплеку!
Продолжение, друзья, конечно же следует! И в нем много захватывающих сюжетов, ведущих героиню к столь желанной ею свободе. Много поразительных метафор! Она вместе с тем получает массу «бонусов» за смелость двигаться по пути своего развития – по пути своего счастья.
БлагоДарю тебя Жизнь! Ирина