Рекомендации по обучению ребенка звуковому составу слова



q12-300x198 Рекомендации по обучению ребенка звуковому составу словаС самого рождения малыш очень чувствителен к звукам, еще в животике он слышит мамину, папину речь, и как доказано психологами по рождению он узнает голоса своих близких.

Мозг младенца обладает повышенной чувствительностью к звукам.

Эта чувствительность сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста, и нам очень важно этим правильно воспользоваться и научиться ребенка правильно слышать звуки.

Общение малыша с близкими ему людьми благотворно влияет на развитие его речи. Малыш активно улыбается, гулит, позже лепечет.

Уже с 6ти месяцев органы артикуляционного аппарата активно вовлекаются в работу, ребенок учится координировать слух и свои первые звуки, то есть у малыша начинает активно развиваться фонематический слух.

Но это еще не слова, так как слова должны быть наполнены смыслом, и что-то обозначать.

Понятия слов у ребенка появляются ближе к первому году жизни. В этом возрасте ребенку важны не только облегченные слова (ляля, пи-пи, ням-ням), но и интонация мамы, папы, их жесты, мимика.

Сразу понять взрослую речь детям не под силу, на протяжении всего дошкольного возраста детки активно осваивают правильное звукопроизношение простых и сложных слов, средства речи: темп, тембр, плавность, повышение и понижение голоса.

Активное развитие речи у ребенка происходит только с помощью взрослых, сверстников.

С чего начать обучение ребенка звуковому составу слова?

Очень важно до школы правильно ознакомить ребенка со звуковой стороной слова, со слоговым и звуковым составом, с ударением.

Важно объяснить ребенку, что каждое слово что-то обозначает, у каждого предмета, который он видит, есть название (слово).

Ребенок часто начинает быстро понимать смысл слов, но вот звуковой состав ему понять довольно сложно.

Ему сложно понять, какие именно звуки слышны в слове, какой порядок следования звуков друг за другом, какое их количество в слове.

Нужно дать ребенку представление о том, как слово звучит, о том на какие слоги его можно поделить, какие звуки в слове есть.

Знакомя ребенка со звуковой стороной слова, вы помогаете ему осваивать правильное звукопроизношение. Осознание звукового состава слова поможет ему усвоить грамоту, основы письменной речи.

Учите ребенка отличать слова друг от друга, придумывайте песенки, в которых есть набор разных звуков, рассказывайте, чем отличаются слова с похожим составом букв.

Этапы обучения:

Познакомить ребенка с понятиями «СЛОВО» и «ЗВУК».

Объясните ребенку, чем они отличаются, дать примеры и поиграть с ним для закрепления этих понятий.

Лучше всего занятия пройдут, если обстановка будет ребенку знакомой и рядом будет любимая игрушка, которая с ним играет, а малыш ей отвечает.

Более полный комплекс игр вы можете посмотреть в статье «Игры для закрепления понятий СЛОГ, СЛОВО, ЗВУК, УДАРЕНИЕ».

«Закончи предложение»

Встречали звери

Новый … (год).

Водили звери … (хоровод).

Вокруг зеленой … (елки).

Плясал и Крот,

И Бегемот,

И даже — злые … (Волки)!

2. Познакомить ребенка с понятием «СЛОГ».

Важно объяснить ребенку, что звуки в словах произносятся друг за другом в определенном порядке.

Можно нарисовать паровоз с вагонами и объяснить наглядно.

Мама медленно произносит слово, растягивая все звуки Ддддоооомм.

Вашему ребенку нужно за вами также проговорить слово.

Так он будет чувствовать, как один звук идет за другим.

Лучше всего, это делать перед зеркалом, чтобы ребенок видел, как меняются положение губ, язычка, зубов при произнесении каждого звучащего звука. Здесь важно сделать вывод, что все звуки стоят строго по порядку, следуя друг за другом.

Кккоооммм, сссааааммм, мммыыышшшь.

«Какой звук первый?»

Назовите ребенку такие слова: том, жук, мак, сыр, лом.

Не забывайте хвалить ребенка за каждый правильный ответ, оценкой, наклейкой, баллами, пусть почувствует, какой он молодец.

Остальные игры смотрите в статье «Игры для закрепления понятий СЛОГ, СЛОВО, ЗВУК, УДАРЕНИЕ».

3. Познакомить ребенка с понятием «СЛОГИ».

Важно объяснить, что звуки в слове связаны между собой и входят в состав слогов, из которых образуются слова.

Один слог в слове обязательно ударный.

Ребенку важно понять, что слово делится на слоги, что в разных словах их разное количество.

один из слогов ударный.

Не забывайте про наглядность, здесь в один вагон, если вы нарисовали паровоз, вы помещаете, уже не один звук, а один слог.

«Прошагай слово»

Эту Игру лучше проводить на улице, вы произносите слово и одновременно шагаете на каждый слог.

Подбирать слова короткие на 1, 2, 3 слога.

Например, дом, ком, папа, Маша, Наташа, машина.

Остальные игры смотрите в статье «Игры для закрепления понятий СЛОГ, СЛОВО, ЗВУК, УДАРЕНИЕ».

4. Знакомим ребенка с понятием «УДАРЕНИЕ».

Придумываем любое слово и протяжно произносим зовущим голосом: МА-ша, кОш-ка.

Нужно объяснить ребенку, что один слог слышится громче других.

«Задумай слова на заданный слог»

Например, на Ра — рак, рама, ракета, радио.

МА — мак, малина, мама.

Угадай, где ставиться ударение?

«Добавить заданный слог»

Например, ЛА — жиЛА, спаЛА, еЛА.

ЖИ — ЖИла, ноЖИ, Живот.

А в этих словах, ударный слог, какой?

Остальные игры смотрите в статье «Игры для закрепления понятий СЛОГ, СЛОВО, ЗВУК, УДАРЕНИЕ».

Успехов в обучении!








С этим читают так же:





Вы можете оставить комментарий к данной статье.

Оставить отзыв