Развитие личности: 8 психологических кризисов человека



AgingClock-215x300 Развитие личности: 8 психологических кризисов человекаРазвитие личности протекает на протяжении всей его жизни. Этот процесс наиболее интенсивно протекает в детстве, именно тогда закладываются основы будущей личности. С помощью грамотного воспитания родители могут немного повлиять на развитие личности своего ребенка.

Я хочу познакомить моих читателей с теорией развития личности, которую разработал величайший психолог и психоаналитик Эрик Эриксон.

Каждый индивидуум в своем развитии неизбежно проходит определенные стадии на протяжении всей своей жизни. Эриксон выделил и описал 8 психологических кризисов человека. В результате прохождения каждого из этих кризисов у человека всегда меняется психика, это изменение возможно как в положительном, так и в отрицательном направлении. На первых порах жизни особенно зависит от родителей, в каком направлении пойдет изменение психики у ребенка, на это можно повлиять.

8 психологических кризисов человека:

1 стадия – с момента рождения, кризис в 1 год

Кризис доверия – недоверия. Эта стадия связана с общением ребенка со взрослыми людьми, в основном с матерью. Если мать ухаживала за ребенком, удовлетворяла его основные физиологические потребности, то формируется базовая стадия и доверие к окружающим, взаимная любовь и уверенность в себе. Если же мать плохо обращалась с ребенком, игнорировала его, то формируется недоверие к человеку и неуверенность в себе, что в будущем может стать причиной отстранения от людей.

2 стадия – 1-3 года, кризис в 3 года

Автономия – зависимость. В это время ребенка надо приучать к чистоплотности, к контролю своих естественных физиологических нужд. Вообще в этом возрасте очень важно позволять ребенку что-то делать самому: убирать за собой игрушки, мыть посуду, неважно как он это делает, главное – поощрять в нем стремление к самостоятельности. Если же запрещать, то в будущем не требуйте от него ничего, это уже нельзя будет привить. Заметьте: многие мужчины не выполняют никакую работу по дому, как бы с ними не боролись, теперь вы знаете почему. Так вот, в результате прохождения этого кризиса формируется: при поощрении самостоятельности – опрятность, воля, ребенок смотрит на себя как на отдельного самостоятельного человека; при излишнем контроле – сомнение в себе и чувство стыда, ребенок ощущает свою неполноценность, стремится скрыть ее от окружающих, формируется зависимость.

3 стадия – 3-6 лет, кризис в 6 лет

Инициативность – чувство вины. У ребенка постоянно возникают какие-то идеи, планы, мысли, а родители должны позволять ему их осуществлять. Так происходит самоутверждение ребенка, формируется инициативность, целеустремленность, любознательность, активное и живое воображение. Согласитесь – это ведь очень важно, так как наше образование совершенно препятствует развитию инициативности, оно только учит шаблонному мышлению. Если же не дать возможности ребенку реализовываться, то развитие личности пойдет в сторону пассивности, подражания, отсутствия инициативности, зависти к другим детям. В будущем такой ребенок будет испытывать чувство вины, ведь его будут постоянно упрекать за вялость и безразличие.

4 стадия – 6-11 лет, кризис в 11 лет

Трудолюбие – комплекс неполноценности. Эта стадия в большей степени связана со школьным периодом, где ребенок учится работать, добиваться поставленных задач. Тут все зависит от методов воспитания, обстановки, в которой находится ребенок в классе. Если детям позволяют допускать ошибки, ставить перед собой реальные задачи и выполнять их, то формируется трудолюбие, чувство долга, тлюбовь к работе. В обратном случае формируется неуверенность в собственных силах, собственная неполноценность по отношению к своим сверстникам, не развиваются трудовые навыки.

5 стадия – 11-20 лет, кризис в 20 лет

Самоопределение – конформизм. Этот период человек переживает в поисках идентификации, т.е. он на основе образцов поведения других значимых для него людей и своего опыта и возможностей, решает, кем ему быть, какую модель поведения выбрать. При положительном прохождении кризиса, человек находит свое «Я», добивается признания людьми, у него формируется мировоззрение, появляются планы на будущее. При отрицательном прохождении происходит «путаница ролей», потеря трудовой активности, предпочтение самопознания в ущерб общения с окружающим миром, человек не может определиться в выборе социальной роли, теряет себя. Довольно важная стадия, необходимо к этому времени понять, что тебе нужно от жизни, кем ты хочешь быть и как себя вести.

6 стадия – 20-25 лет, кризис в 25 лет

Интимность – изолированность. В этот период у молодых людей обязательно должен появиться некий положительный опыт в общении с противоположным полом, людям в это время свойственен поиск близости с любимым человеком. Если такой опыт был, то у человека на всю жизнь появляется доверие к противоположному полу, и человек тогда будет способен вверять себя противоположному полу, в случае неудачного брака, люди смогут успешно построить в будущем свою личную жизнь, снова вступить в брак. Если же у человека отсутствовал такой опыт, либо он был неудачный (его обманули, предали, воспользовались им, отказали ему), то человек может изолироваться от окружающих, избегать их, а особенно близких взаимоотношений с ними, замкнуться в себе. Такие люди будут испытывать трудности в общении с противоположным полом на протяжении всей жизни, также будет отсутствовать доверие к окружающим.

7 стадия – 25-50 лет, кризис в 50 лет

Забота о современном поколении – погружение в себя. В данном кризисе также играет роль удовлетворенность своей работой, т.е. если человек доволен своей карьерой и преуспевает в ней, то его продуктивность продолжается. Также при положительном протекании кризиса человек остается удовлетворенным своими семейными отношениями, гордится своими детьми, в этом возрасте очень важно их наличие. При отсутствии детей наблюдается погружение в себя, эгоизм, забота только о личных потребностях. Также при неудовлетворенности карьерой происходит снижение продуктивности в работе.

8 стадия – старше 50 лет, кризис в 60-65 лет

Удовлетворенность жизнью – отчаяние. На протяжении этого периода человек анализирует прожитую жизнь. При хорошем исходе принимает ее такой, какая она есть. При отрицательном прохождении кризиса у человека формируется стойкое ощущение того, что его жизнь потрачена зря, возникает желание прожить ее заново. Чувство отчаяния, бессмысленного существования, агрессия и зависть к молодому поколению (я думаю, что многие наблюдали это у пожилых людей). Не нужно беспокоиться, услышав от старого человека замечания по поводу Вашей внешности, такого человека нужно пожалеть, ну не сложилось у него, что поделать.

Итак, в этой статье мы познакомились с теорией развития личности и узнали о существовании 8 психологических кризисов, которые проходит каждый человек на протяжении всей жизни. Также мы выяснили, что на первых годах жизни закладываются такие важные вещи, как доверие, самостоятельность, трудолюбие, если же эти вещи не привить сразу, то их уже нельзя будет воспитать в дальнейшем, и бесполезно будет упрекать кого-то в будущем из-за отсутствия этих качеств. На первых порах на психику человека оказывают влияние родители, поэтому очень важно, чтобы они позволяли ребенку познавать мир и развиваться.
__
Пост создан при поддержке ritual-rf.ru.








С этим читают так же:





Вы можете оставить комментарий к данной статье.

Оставить отзыв