АС (человек) каждый раз осознанно принимает решение – играть или нет. Поэтому винить кого-то за происходящее в жизни бессмысленно. Кстати, приняв такую позицию, я стал гораздо спокойнее. Я давно замечал, что многие мои неудачи продиктованы не ленью или еще чем-то, а каким-то странным желанием оттянуть событийную резинку подальше и посмотреть, что из этого получится.
Как правило, резинка в конце-концов лопается и больно лупит по попе – что и требовалось доказать. И это осознанный садомазохизм, потому что решение принимал я, даже догадываясь о результате.
Точно так же это работает и тогда, когда начинаешь браться за голову. Тогда перед мысленным взором разворачивается прямая дорожка, по которой надо идти, чтобы жизнь хорошо сложилась, и все, что нужно выполнить, тебе подсказывает глубинный здравый смысл.
А подсказывает он следующее – учится, а потом делать. И все. Единственная возможность это запороть – отвлекаться по разным пустякам.
О чем я говорил – о иллюзорной реальности. Итак, АС вовсю режется в мегаигру Universe&All, полностью в ней забывшись. Однако, для перестраховки или еще по каким-то причинам, лазейки для ускоренного выхода (нечто вроде досрочного Game Over) были оставлены. Это специальные техники дыхания, различные упражнения и психоделики, которые приводят к холотропным (измененным) состояниям сознания.
Я всегда знал, что что-то сковывает сознание, не дает развернуться ему в полной степени. Когда я упомянул психоделики в заметке о перепадах в творчестве, народ на меня ополчился с заявлением, что настоящему таланту никакие костыли не нужны. Видимо, все-таки нужны. Не обязательно жрать таблетки, можно медитировать, но сам факт того, что мозг ограничен, вполне ясен.
Один раз в жизни у меня все-таки было измененное состояние сознания, как говорит Номад, «без компотиков». Это было в начале этого года, когда я снимал квартиру, куда купил обогреватели от http://mircli.ru/. Я был больной и простуженный, но все же пригласил ребят с работы приехать в гости. Они добирались небольшими группами, я выходил встречать каждую к метро. У меня сильно замерз лоб, а когда я вернулся в квартиру,то очень ясно почувствовал, что нахожусь одновременно здесь и где-то еще.
Кстати, по поводу головы Гроф выражается предельно ясно – чисто физические изменения влияют на сознание потому, что мозг работает как передатчик. К примеру, если в телевизоре что-то повредить, то качество передачи станет хуже. Однако, это никаким образом не влияет на создание и источник самой передачи.
Электростимуляцию также описывает французкий писатель Бернард Вербер в книге «Последний секрет». Не знаю, насколько правдоподобно его изложение, но выглядит оно так: если сделать в черепе дыру, воткнуть в 3-миллиметровый участок гипофиза электрод и пускать по нему слабый ток, то человек получит такое наслаждение, по сравнению с которым вся жизнь ничего не стоит. А если стимуляцию прервать, дать ему сложную задачу и пообещать, что за ее решение ток пустят снова, то человек становится гениален, его мозг совершенствуется невероятными темпами – все для того, чтобы получить очередную дозу кайфа.
Это малоприятный взгляд на стимуляцию. Гроф же подает холотропные состояния как прозрение и совершенствование. Примером тому могут служить Элевсинские мистерии, рассказывать о которых посвященным запрещалось под страхом смерти – именно поэтому мы так мало о них знаем. Но все же, античная культура во многом обязана именно этим обрядам. При правильном вхождении в измененное состояние сознания человек переживал глубокое духовное перерождение и получал доступ к тому самому источнику, скрытому в его глубине. В этих обрядах принимали участие самые разные классы общества – от воинов до философов, в частности, Платон и Аристотель. Единственное, что более-менее известно – обряд включал в себя напиток, по действию напоминающий ЛСД.
P.S. Концепция играющего Абсолютного Сознания мне все-таки нравится больше, чем Йабалдот Филипа Дика. Потому что в первом случае зло является частью творческого процесса, а во втором сама наша вселенная безумна и зла. Здесь необходимо дать некоторые пояснения.
Американский фантаст-шизофреник Филип Дик (было бы смешно, но прочно сидящий на психоделиках) выдал за свою жизнь много необычных книг, которые по настоящему рвут шаблон. При этом он тоже находился в поисках Бога и истины.
По легенде, в один прекрасный день он проснулся и уверенно сказал, что все понял. После этого он начал писать книгу «Валис». К сожалению, она так и осталась незаконченной, потому что Дик умер. А «Валис» остался, и подходить к нему без должной теоретической базы я бы не рекомендовал. Моей, например, не хватает. В книге перемежаются опять-таки большинство религий и духовных практик – от христианского мистицизма до кабаллы, и все это сдобрено настоянной на полыни метафизикой и абсолютно наркоманским сюжетом.
Так вот, Йабалдот из «Валиса» (я пишу по памяти, не исключено, что имя пишется не так; есть еще одно – Амфортас) это слепой безумный Творец, который создал нашу вселенную. А раз Творец безумен, то и вселенная, и все, что в ней, тоже безумна и иррациональна. Здесь Дик проводит параллели с родами Ахура-Мазды, который носил в себе двух детей – добро и зло.
Зло, конечно, родилось первым и успело развернутся на всю катушку, отгрохав себе персональный макрокосм – это и есть ненормальный Творец. Его брат сильнее, и пока предпринимает попытки вылечить сумасшедшего – в «Валисе» персонификациями доброго Творца названы Асклепий и Христос. Но, поскольку наша вселенная, как говорилось выше, безумна, она их отторгла.
Люблю Дика, но мне больше импонирует жить в мире, описанном Грофом.